
Рассматривая вышедшие из строя детали разобранного после испытаний дизеля, обратил внимание на неудовлетворительно обработанные рабочие поверхности.
Мобилизую всех, сам возьмусь за щетку и тряпку, но чистота в цехах будет, сказал он.
Разговор с комендантом был не из приятных. Марков твердо обещал навести порядок.
Первым появился в цехе комендант отдела, в прошлом старый кадровый рабочий Марков. Прошли по участкам, заглянули в кладовые, где хранилась технологическая оснастка, в раздевалки, другие подсобные помещения. Повсюду грязь, отсутствие должного порядка.
Свою работу я начал с детального знакомства с состоянием дел на сборке, с людьми. Пришел в сборочный цех задолго до начала рабочего дня, обошел все участки. Неприглядная картина предстала предо мной: там и сям кучками громоздились поршни, поршневые кольца, вкладыши подшипников, коленчатые валы, блоки цилиндров... На верстаках грязь, песок, пропитанный маслом, мелкая стружка...
Время было тревожное, предвоенное, и, поручая мне новый участок работы, руководство завода и партийная организация ставили вопрос достаточно жестко: через две-три недели приступить к серийному выпуску двигателей.
В эти трудные для завода дни меня назначили начальником дизельного отдела. Задание было сформулировано четко: организовать серийное производство дизелей. Дирекция завода, видимо, учитывала, что уже более десятка лет я работал на этом предприятии, в качестве конструктора участвовал в создании первых советских средних танков, был начальником отдела технического контроля завода, знал конструкцию дизеля, его сильные и слабые стороны, а главное был в числе тех, кто верил в будущее этого наиболее перспективного танкового двигателя.
На помощь цехам дизельного производства были направлены из других цехов наиболее квалифицированные рабочие, мастера, инженеры, нехватка которых в те годы ощущалась очень остро. Принимались и другие меры, однако результаты этих усилий были незначительны. Сказывалось отсутствие опыта в производстве столь тонкой и сложной продукции, какой является быстроходный дизельный двигатель.
Однако с самого начала производства завод преследовали неудачи. В процессе обкатки и стендовых испытаний дизелей то и дело обнаруживались серьезные дефекты: задиры в цилиндрах, на вкладышах подшипников, на шейках валов...
Еще в 1933 году дирекция завода по предложению наркома тяжелой промышленности Г. К. Орджоникидзе приступила к строительству цехов для серийного производства дизелей и к тому времени, о котором идет речь, цеха были в основном построены и оснащены первоклассным технологическим оборудованием, в том числе и импортным.
Это была дерзкая затея. На ее осуществление бросили лучшие конструкторские кадры, как местные И. Я. Трашутин, С. Ф. Горбань и другие, так и прибывшие из Центрального института авиационного моторостроения М. П. Поддубный, Т. П. Чупахин. Ценой огромных усилий большого коллектива в 1936 году удалось создать опытные образцы танкового дизеля В-2, которые были экспериментально проверены на танках. Еще через два года дизельный двигатель прошел государственные испытания и был принят к серийному производству.
С. Н. МАХОНИНТанковый дизель идет в сериюЕще в 1932 году группа заводских конструкторов-дизелистов под руководством Я. Е. Вихмана, выполняя специальное задание правительства, начала работу над быстроходным дизелем, пригодным для работы в танке. Это было смелое решение, на много лет опережавшее свое время. Нигде в мире еще не существовало танкового двигателя, хотя его преимущества перед бензиновыми двигателями были очевидны. Более экономичный, безопасный в пожарном отношении, менее прихотливый и надежный в работе, он обеспечивал танку немалые преимущества над боевыми машинами потенциального противника.
Воспоминания записаны Ю. Л. Бакуревичем.
двумя орденами Ленина, тремя орденами Трудового Красного Знамени, орденами Отечественной войны I степени, Кутузова I степени, тремя орденами Красной Звезды, медалями.
лауреат Государственной премии СССР. Награжден
Сергей Несторович (1900 1980), генерал-лейтенант-инженер. Конструктор, начальник отдела, главный инженер завода, директор завода, ответственный работник министерства. Член КПСС,
(Т-34: путь к Победе : Воспоминания танкостроителей и танкистов / Сост. К. М. Слободин, В. Д. Листровой; Предисл. А. А. Епишева. X.: Прапор, 1985. 235 с.)
К. М. Слободин, В. Д. Листровой
Т-34: путь к Победе
Т-34: путь к Победе. Воспоминания танкостроителей и танкистов
Комментариев нет:
Отправить комментарий